Что такое пафос?
Пафос – это риторическая категория, которая соответствует определённому стилю, манере или способу выражения чувств, характеризующихся некоторым воодушевлением.
Данную категорию впервые достаточно полно разработал Аристотель, наряду с пафосом выделявший элементы риторики: этос и логос. Углубившись в изучение трактовки Аристотеля, мы увидим, что пафос является неким приёмом, передающим эстетику повествования через трагедию героя, его страдания; не остаются без внимания и ответные эмоции зрителей. Посредством пафоса автор или оратор вызывает у аудитории нужные чувства, не до конца открывая собственные…
Позднее Гегель расширил понятие пафоса, помимо трагической оно стало включать в себя и торжественную возвышенную эстетику. Пафос разделяют на героический, трагический, сатирический, сентиментальный и романтический. В своих творениях его используют авторы эпосов, од, трагедий. В современном понимании этим термином обозначают напыщенность и наигранность чувств, передачу далеко не во всех случаях искренних эмоций лишь ради специфического воздействия на территорию.
Виды пафоса
Героический пафос показывает величие человека, идущего на подвиг во имя общего блага. При этом действие героя невозможно без личного риска, всегда присутствует вероятность значительных утрат каких-либо существенных ценностей – не исключая саму жизнь. Ещё одним главным условием проявления героического пафоса является свобода воли и инициативы человека: вынужденные действия нельзя приписывать к героическим. Стремление переделать кажущийся несправедливым мир или желание отстоять близкий к идеалу мир, и есть эмоциональная основа героики.
Трагический пафос в Древней Греции ассоциировался с господством воли богов над жизнями людей или с признанием вины трагических героев, которые нарушили высший закон и расплачиваются за это. Трагический пафос всегда связан с осознанием непоправимой утраты, человек теряет какие-то важные ценности – жизнь, социальную, национальную или личную свободу, личное счастье, ценности культуры и т.д. Неразрешимость конфликта, свойственная этому виду пафоса, всегда связана с жертвами, гибелью гуманистических целей. Такой характер конфликта присутствует, например, в «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина.
Сатирический пафос можно определить по негодующе-насмешливому отрицанию каких-либо сторон общественной жизни. Здесь характеры и межличностные отношения подвергаются насмешливому осмыслению и соответственному изображению. Именно смех в виде «проницающего» и углубляющего отображает главное свойство сатиры. Сатирический пафос в произведении может показывать насмешку и иронию персонажа, например, по отношению к высокопоставленным людям, которые придают большую важность сущим пустякам. Такой вид пафоса встречается в произведениях Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, М.А. Булгакова и др.
Сентиментальный пафос. Почти каждый человек периодически проявляет сентиментальность – большинству людей сложно равнодушно пройти мимо страдающего человека или животного. В качестве примера можно рассмотреть повесть И. В. Гёте «Страдания юного Вертера». В ней показаны переживания юноши, которого разочаровывает пустая и суетная жизнь общества. Вертер принимает простую сельскую жизнь, любуется природой, помогает бедным. Безнадёжно влюблённый в замужнюю Лотту он кончает жизнь самоубийством.
Романтический пафос отображает восторг, связанный со стремлением к возвышенному идеалу. Романтическому герою свойственно быть трагичным, не принимать действительность, находиться в разладе с самим собой, он и бунтарь и жертва одновременно. Романтические герои обычно натуры духовно богатые, но проявлять себя в полной мере им не представляется возможным – жизнь ставит свои границы. Окружающий мир такие герои противопоставляют высшему, идеальному миру, который создаётся благодаря творческому воображению автора.
Романтический пафос схож с героическим тем, что в обоих видах пафоса герои стремятся к возвышенным идеалам. Однако героика является сферой активного действия, романтика же отображает эмоциональные переживания и стремления, не переходящие в действие.
Вместе со статьёй «Что такое пафос?» читают: