Что такое гипербола в литературе?
Гипербола (греч. – преувеличение) представляет собой художественный приём, основывающийся на чрезмерном преувеличении свойств предмета или явления, о котором идёт речь. С помощью гиперболы автор усиливает необходимое впечатление, подчёркивает то, что прославляет или высмеивает. Этот приём часто встречается в фольклорных произведениях.
В отечественной литературе гиперболу можно встретить в произведениях А. Погорельского, О.М. Сомова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др.
Исходя из убеждений этимологии, греческое слово «гипербола» состоит их двух частей – «hyper» и «bole». Первое на русском языке звучит как «сверх», «через» или «слишком», второе объясняется как «бросок», «кидания», «метания». Слово «hyperbole», означающее преувеличение, получило широкое распространение в XVIII веке.
Иногда гиперболу путают со сравнением или метафорой, т.к. они тоже зачастую сравнивают два предмета. Главное – помнить, что гипербола в литературе всегда является преувеличением. Пример: «Ступни его ноги были огромны, как лыжи». С первого взгляда может показаться, что это сравнение, но, представляя реальную длину лыж, становится ясно, что в данном случае мы имеем дело с гиперболой.
Примеры гипербол в литературе:
Об этом уже тысячу раз говорили (преувеличено количество);
Врагов разбили в пух и прах (качество);
Он ушёл, и мира для неё не стало (эмоции).
Вместе со статьёй «Что такое гипербола в литературе?» читают: