Готика. История возникновения.

Слово «Готика» (от итальянского gotico – непривычный, варварский) изначально считалось бранным. Впервые современный смысл ему предал Джорджо Вазари, отделяя эпоху Ренессанса от Средневековья. Готика заменила собой романский стиль, постепенно его вытесняя. Её основой стали достижения романской культуры. В эпоху возрождения это средневековое искусство приписывали к «варварскому». Готика была культовой по назначению и религиозной по тематике, с ней связывали высшие божественные силы, вечность, христианское мировоззрение. Сегодня она охватывает практически все области изобразительного искусства: скульптуру, живопись, витраж, фреску и др.


Готика появилась в середине XII века во Франции. Активно распространяясь,  в XIII веке она дошла до Германии, Австрии, Чехии, Испании и Англии. В Италию готика попала гораздо позднее, претерпев сильную трансформацию, результатом которой стало появление «итальянской готики». К концу XIV века европейские государства охватила интернациональная готика.

Здания и произведения искусства с готическими элементами, созданные в период эклектики (середина XIX века) и позднее, получили название «неоготика».

В начале XIX века «готический роман» стал рассматриваться как литературный жанр эпохи романтизма, с присущими ему тайнами и ужасом (действие в соответствующих произведениях зачастую происходило в «готических замках» и монастырях). В 1980-е годы термином «готика» стали обозначать возникший в это время музыкальный жанр («готический рок»), а вскоре и появившуюся в результате субкультуру («готическая субкультура»).

 

Восприятие и влияние готики

 


В Центральной Европе готические здания строили вплоть до XVII века, а после принципы готической архитектуры перемешались с появившимся здесь вариантом архитектуры барокко.

Ни один художественный стиль не отличался такой переменчивостью в отношении к себе, которая была свойственна готике. С эпохи Ренессанса готика ассоциировалась со всем тёмным и отсталым, готическое искусство выглядело в глазах людей как искусственное, оторванное от природы. Однако уже в XVII веке Винсен Саблон высказал совершенно противоположную точку зрения в поэме о Шартрском соборе, где воспел творчество готических архитекторов.

 

Вместе со статьёй «Готика. История возникновения.» читают:

История появления мифов о вампирах


Поделиться: