Интересное в сети

Наш опрос

Съели бы Вы будучи живого мадагаскарского таракана, если бы Вам предложили за это 1 000 000 рублей?
Всего ответов: 864

Поиск по сайту

Счётчик посещений

Яндекс. Метрика



Вампиры в кино

 

Вампиры, упыри, вурдалаки, стригои – страшные кровососущие существа, живые мертвецы, выходящие на ночную охоту, наводящие ужас. Несмотря ни на что, они стали настоящим вдохновением для десятков кинематографистов, истории о вампирах породили целый жанр в кинематографе ужасов. Как же такие, мягко говоря, несимпатичные экранные персонажи всего за каких-то  сто лет эволюционировали от гротескных страшилищ  до томных бледных красавцев?

 

Как известно, «моде» на вампиров мы обязаны английским готическим рассказам XIX века и, конечно, культовому роману Брэма Стокера «Дракула», изданному  в  1897 году. Именно он лег в основу многих «вампирских» фильмов.

 

Как ни странно, впервые «Дракулу» экранизировали в нашей стране на Ялтинской киностудии в 1920 году (на целых два года раньше знаменитого «Носферату» Ф.В. Мурнау!). Неизвестно, как выглядел первый экранный Дракула, так как фильм был утрачен. Хотя существуют данные, согласно которым, фрагменты пленки были обнаружены на территории бывшей Югославии в 2013 году. Считается, что сейчас фильм находится на реставрации в Германии.

 

На год позже отечественного «Дракулы» выходит венгерский фильм под названием «Смерть Дракулы» с Паулем Асконасом в главной роли. К сожалению, фильм сохранился лишь частично в виде разрозненных кадров и немногочисленных фотографий, по которым сложно судить об образе венгерского графа-вампира.

 

Пауль Асконас в роли графа Дракулы

 

Так что первым Дракулой в кино, внешний вид которого мы вполне можем оценить, был Макс Шрек в роли трансильванского графа Орлока  в «Носферату. Симфония ужаса». Фильм немецкого режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау является первой полностью сохранившейся экранизацией Стокеровской вампирской истории. Правда, в оригинальном фильме изменены имена персонажей, а действие перенесено из Англии в Германию. В более поздних версиях имена были восстановлены.

 

Облик и поведение графа Орлока больше всего напоминают крысу. Возможно, это связано с тем, что режиссер интерпретировал образ вампира не как мистического персонажа, а скорее как переносчика болезней. Этим же, видимо, обусловлен выбор названия фильма («носферату» - от греч. «переносящий болезнь»).  «Крысиные» зубы, мохнатые остроконечные уши и длинные острые когти – таков был грим Макса Шрека, превративший актера в звероподобное кровососущее существо. Кстати, существует байка, согласно которой, Мурнау считал Шрека достаточно уродливым, чтобы работать без грима.

 

Макс Шрек в роли графа Орлока

 

В 1931 году выходит культовый фильм  Тода Броунинга  «Дракула». Он представляет собой экранизацию театральной версии романа Б. Стокера. Изначально, в главной роли хотел снятся Лон Чейни (именно он предложил идею этого фильма). По злой иронии судьбы, актер скончался от рака гортани, так и не дождавшись начала съемок. В итоге роль досталась американскому актеру венгерского происхождения Беле Лугоши, игравшему графа в сценической постановке.

 

В исполнении Лугоши экранный вампир, наконец, перестает быть ходячей чудовищной карикатурой и обретает соответствующие титулу манеры и внешний вид. Практически отказавшись от использования грима, талантливый актер воплотил образ аристократичного вампира, ставший классическим.

 

Лугоши настолько удачно сыграл свою роль, что его вампир-аристократ оказал влияние не только на кинематограф и музыку (группа  Bauhaus посвятила актеру песню «Bela Lugosi’s Dead», вошедшую в саундтреки фильмов «Голод» и «За гранью»; его имя упоминается в одной из песен немецкой группы «Deine Lakaien» - «Kiss the future»). Более того, он стал настоящей иконой готической культуры.

 

Бела Лугоши в роли Дракулы

 

За «Дракулой» Броунинга следует целый ряд фильмов, разных жанров и качества исполнения, посвященных кровососущей нечисти.

 

Так, в 1983 году появляется фильм ужасов «Голод», совершенно по-новому интерпретирующий традиционный облик «киношного» вампира. Фильм снят по мотивам романа  Уитли Страйбера. Главной авторской находкой становится идея о конечности жизни вампиров, причем, не от солнечного света или заговоренной пули, а от вполне естественных причин. Один из главных героев – Джон (Дэвид Боуи) внезапно начинает стареть. В поисках лекарства от внезапной болезни его возлюбленная Мириам Блэйлок (Катрин Денев) знакомится с доктором Сарой Робертс (Сьюзен Сарандон), вскоре превращая ее в вампира… 

 

Дэвид Боуи в роли вампира Джона

 

Дэвид Боуи и Катрин Денев в фильме  «Голод»

 

Спустя девять лет, в прокат выходит «Дракула» Брэма Стокера» - попытка Френсиса Форда Копполы экранизировать знаменитый роман как можно ближе к оригиналу. Несмотря на почти «дословность» сюжета, в фильме появляется идея о спасении  в конечном итоге души графа Дракулы (Гэри Олдмен). В фильме прекрасно показан не только образ самого Дракулы, но и трех его невест, одну из которых, к слову, сыграла роскошная Моника Беллуччи.

 

Картина была удостоена нескольких Оскаров и премий Сатурн в 1992 и 1993 годах соответственно.

 

Моника Беллуччи, Микаела Берсу, Флорина Кендрик – «невесты Дракулы»

 

Гэри Олдмен в роли графа Дракулы

 

Пожалуй, самый красивый и печальный фильм вампирской тематики – «Интервью с вампиром» увидел свет  11 ноября 1994 года. В основу фильма положен одноименный роман Энн Райс, повествующий о жизни луизианского аристократа Луи (Брэд Питт), обращенного в кровососущую нечисть вампиром Лестатом (Том Круз). Кроме того, одним из действующих лиц является вампир-ребенок – Клодия (Кирстен Данст), на протяжении своей долгой жизни остающаяся маленькой девочкой. Все главные герои по-разному несут «бремя бессмертия», так или иначе, страдая от него, а их сложные взаимоотношения, в конце концов, приводят историю к трагичной развязке.

 

Хотя над сценарием к фильму работала сама Энн Райс, его сюжет в ряде моментов отличается от книги. Например, согласно книге, Лестата отравляет не «мертвая кровь», а кровь жертв, содержащая опиум и абсент.

 

Очередным фильмом, вдохновленным бессмертным романом Брэма Стокера, стал «Ван Хельсинг» (2004). Режиссер и автор сценария Стивен Соммерс создал картину об охотнике за нечистью Ван Хельсинге (Хью Джекман), частично основанную на «Дракуле» и «Франкенштейне», но не имеющую прямого отношения к их сюжету. Хотя  главный герой фильма и доктор Абрахам Ван Хельсинг из книги Стокера и носят одну фамилию, но являются совершенно разными людьми, возможно, даже не имеющими родственной связи.

 

Образ трансильванского графа Дракулы в очередной раз был переосмыслен создателями фильма. Бесстрастный и ироничный, обладающий манерами настоящего аристократа, граф, в исполнении Ричарда Роксбурга, преспокойно прогуливается по потолку и стенам, нисколько не боится святой воды и распятий. По авторской задумке, он может быть убит лишь оборотнем. Его сопровождают три неизменные «невесты» (Джози Маран, Елена Анайя, Уилл Кемп), от которых он безуспешно пытается завести «детей».

 

Но не только в книгах черпают вдохновение создатели «вампирского» кино. В 2012 году режиссер Тим Бертон заканчивает работу над фильмом «Мрачные тени», представляющим собой адаптацию ретро-сериала 60-70-х годов прошлого века. Главную роль в картине сыграл любимец режиссера – актер Джонни Депп (это их восьмая совместная работа). Он был давним поклонником своего героя, и с удовольствием принял участие в проекте Бертона. Актер даже похудел  для новой роли до 63,5 килограммов!

 

В фильме рассказывается история дворянина Барнабаса Коллинза, по прихоти отвергнутой им ведьмы, ставшего вампиром. Проспав в своем гробу, ни много ни мало, двести лет, он оказывается случайно разбуженным строителями в семидесятых годах двадцатого века. Далее следует череда трагикомических ситуаций, в которые попадает «пришелец из прошлого», а также встреча со старой знакомой – ведьмой Анжеликой (Ева Грин).

 

Несмотря на то, что Тим Бертон приложил немало стараний для того, чтобы картина соответствовала духу времени, показанного в ней, фильм, к сожалению, получил более чем противоречивые  и даже откровенно отрицательные оценки критиков.

 

Еще одну драму о вампирах снял режиссер Джим Джармуш. Фильм «Выживут только любовники» увидел свет в 2013 году в рамках основной конкурсной программы Каннского кинофестиваля. Он был номинирован на ряд наград и получил специальный приз Кинофестиваля в Сиджесе.

 

Являясь не только режиссером, но и автором сценария, Джим Джармуш создает собственный небанальный рассказ о новых Адаме и Еве. Рассказывая историю вампиров Адама (Том Хиддлстон), его подруги Евы (Тильда Суинтон) и ее младшей сестры Авы (Миа Васиковска), Джармуш размышляет о бессмертии, любви и вечности.  По видению режиссера, эстетичность картинки в фильме превалирует над действием, в связи с чем, из картины были удалены все «экшн»-сцены. Такому режиссерскому замыслу как нельзя лучше отвечает выбор актеров для главных ролей: «инопланетная» внешность Тильды Суинтон  резко контрастирует с более «земным» обликом Тома Хиддлстона.

 

Как легко заметить, современные  «киношные» вампиры  достаточно далеко ушли от своих более «диких» собратьев времен немого кино. Не утратив звериной жажды крови, они обрели вполне человеческие чувства, способность любить, страдать и даже проявлять милосердие. Но, может, дело вовсе не в том, что вампиры стали похожи на людей, а люди в своей бесконечной эгоистичной погоне за удовольствиями  стали слишком похожими на вампиров?

 

Автор: Татьяна Тедер

 

 

Нравится