Интересное в сети

Наш опрос

Съели бы Вы будучи живого мадагаскарского таракана, если бы Вам предложили за это 1 000 000 рублей?
Всего ответов: 798

Поиск по сайту

Счётчик посещений

Яндекс. Метрика




Готический роман


Готический роман (англ. The Gothic novel) – произведение, вызывающее у читателя приятное ощущение ужаса, – появился в литературе Западной Европы и Америки во второй половине XVIII - первой половине XIX века. Готическому роману присуща тематика и философия так называемого «мирового зла», он всегда содержит нечто сверхъестественное, загадочное, мрачное. Сюжеты чаще всего не обходятся без таинственных преступлений, герои наделены печатью рока и демонизма.

 

Создателями готического романа являются английские писатели: Хорас Уолпол, Анна Рэдклиф, Уильям Бекфорд, 

Мэтью Грегори Льюис, Чарлз Роберт Метьюрин, во Франции этого жанра небезуспешно придерживался Жак Казот. 


Название «Готический роман» произошло от архитектурного стиля «готика», что вполне объяснимо, ведь действие романов зачастую происходит в старинных готических замках. Однако писательница Маргарет Дрэббл предположила, что слово Gothic изначально обозначало «средневековый», как в подзаголовке романа Хораса Уолпола «Замок Отранто», действие в котором датируется Средними веками.

 

С 1765 до 1850 года готический роман был самым читаемым среди всей книгопечатной продукции Англии и Европы. Натан Дрейк, редактор журнала «Литературный досуг», так писал о готическом жанре:

 

«...ничто не воздействует столь сильно на человека, как готика... даже самый невосприимчивый мозг, рассудок, свободный от каких бы то ни было следов суеверия, непроизвольно признаёт её власть и силу.»

 

Знаток жанра  М. Саммерс в своей книге «Потусторонний омнибус» писал о следующих типах сверхъестественных явлений в литературе: потусторонние силы и посещение со злым умыслом, появление призрака и необычная болезнь, загробные явления, ожившие мертвецы, исполнение клятвы, душа, не обрекшая покой, загадочное предначертание. Каждое из этих явлений играет свою роль в сюжете готического романа.


На становление готического романа повлиял интерес предромантиков XVIII века к рыцарской культуре и, собственно, к самому рыцарскому роману, а также к роману барокко.

 

Основоположником готического романа является Хорас Уолпол. В 1764 году вышел в свет его роман «Замок Отранто», названный готической историей. Нашумевшее произведение породило множество подражаний. Последовательницей Хораса Уолпола стала Клара Рив, выпустившая повесть «Защитник добродетели» (во второй редакции название изменилось на «Старый английский барон. Готическая история»). Следующее произведение, отмеченное критиками – небольшой рассказ Анны Барбальд «Сэр Бертранд». По мнению исследователя Эдита Биркхэда, это была своего рода попытка объединить готическую романтику с романом ужаса.



Следующая заметная личность в готическом романе – София Ли и её роман «Убежище». Произведения этой писательницы оказали влияние на творчество Анны Радклиф.

 

Роман «Монах», выпущенный в 1796 году 19-летним англичанином М. Г. Льюисом, отличился наличием сцен сексуального насилия и инцеста.

 

Основные произведения появились на рубеже XVIII – XIX вв. Однако эстетики готического романа многие писатели придерживались и позже.

 

В XX веке от «готического» жанра отсоединилась «литература ужасов» (Алджернон Блэквуд, Говард Лавкрафт, Стивен Кинг и др.). Объединение готики и фэнтези привело к появлению своеобразного жанра Dark Fantasy. Большая популярность в XIXXX вв. досталась также различным сборникам и антологиям. В первую очередь стоит обратить внимание на сборник рассказов Анны Лемойн «Дикие розы», благодаря подобным сборникам появились книги формата чепбук (англ. Chapbook – недорогостоящее издание карманного формата). Среди наиболее известных выпускавшийся с 1847 года лондонский сериал «Вампир Варни, или Кровавое пиршество». Каждая глава данного произведения – отдельная книга, состоящая из восьми страниц печатного текста. Всего было выпущено 220 таких книг.

 

Любители готической литературы немного расширили её изначально сформировавшееся определение, но основные черты остаются неизменными.


читайте также:

Анна Радклиф

Эдвард Бульвер-Литтон




Нравится