История появления мифов о вампирах

История возникновения мифов о вампирах имеет корни, ведущие в глубокую древность, за несколько тысячелетий до известного Дракулы, в вавилонские и шумерские мифы — так считают многие современные любители готики, имеющие довольно расплывчатые представления о культуре Вавилона и Шумера.


В действительности же упыри, а также положительные оборотни волколаки, являются тем немногим, чем славянская языческая мифология одарила массовую культуру. Но, однако, когда появилось христианство и наступило суровое средневековье об этом все позабыли.

Ныне слово «упырь» используют отечественные авторы, дабы описать расово отвратительных вампиров.

Если верить учёным, слово «вампир» заимствовали у славян венгры, да и само словосочетание «вампир» сербского происхождения. Но прежде появились даже не славянские варианты (упырь, упир, въпир и т.д.), а чувашское «вупар», марийское «вувер», удмуртское «убыр» и коми-зырянское «упыр».

Самый известный исторический вампир по сей день именно граф Дракула, точнее его прообраз Влад III Цепеш «Дракула», господарь Валахии. При этом «Дракула» — не фамилия, а своеобразная кличка, придуманная народом. Широко распространено мнение, что господарь за свою жизнь пересадил на колья чуть ли не пол-Европы. Такой метод убеждения применяли в то время повсеместно. Однако впечатлительность турков, которые увидели своих товарищей на кольях, привела к появлению прозвища «Казыклы» (турецкое), или «Цепеш» (венгерское) именно у Влада III. Большая часть других зверств (в том числе и вампиризма), приписанных ему, либо плод бурной фантазии писателей, либо хитрый ход правителей сопредельных государств, которые были недовольны успешной политикой Дракулы и потому не желали видеть продолжателей его дела.

Первым вампиром в различных источниках считают Каина, Иуду, Лилит, того же Дракулу и ещё многих мифологических персонажей. Все эти источники современны и не каноничны.

Повлияла на формирование обществом представления о вампирах и болезнь порфирия. Страдающие порфирией очень болезненно реагируют на ультрафиолет , от него кожа больных легко обгорает. Такие люди отличаются некоторой нестабильностью психики.


Также с вампирским фольклором связывают бешенство. Страдающие этим заболеванием не переносят солнечный свет и не смотрятся в зеркало, а возле рта у больных вспенившаяся слюна. Иногда эта слюна может приобретать красный цвет, напоминая кровь. Однако нет свидетельств, которые могли бы указывать на то, что порфирия или бешенство могли повлиять на появление легенд о вампирах.

Некоторыми современными психологами выделяется расстройство с названием «клинический вампиризм» (синдром Ренфилда), при котором жертва одержима питьём крови людей или животных. Известно о существовании нескольких убийств, осуществлявших подобные вампирские ритуалы над своими жертвами.

Летучие мыши — лишь с недавних пор неотъемлемая часть традиционных вампиров. Хотя во многих культурах есть о них истории. В Европе летучих мышей, как и сов, долгое время ассоциировали со сверхестественным , в большей степени из-за ночного образа жизни. Однако цыгане полагали, что они приносят удачу и делали амулеты из костей летучих мышей. В XVI веке испанские конкистадоры, впервые встретив летучих мышей-вампиров, заметили их сходство с вампирами в потребности употреблять в пищу кровь. Спустя многие годы в популярной культуре летучие мыши стали ассоциироваться с вампирами.


Поделиться: